Возврат некачественного автомобиля дилеру

Вернуть автомобиль дилеру можно до подписания акта приемки устранения недостатков. Время рассмотрения дела в суде засчитывается в срок ремонта. Следовательно, подать иск о возврате некачественного автомобиля можно после необоснованного отказа в его гарантийном ремонте.

Определением ВС РФ от 22.10.2019г. было пересмотрено дело по иску о расторжении договора купли-продажи автомобиля, удовлетворенному нижестоящим судами.

1 июля 2015 г. истец приобрел автомобиль марки «Land Rover Discovery» стоимостью 3 289 000 руб. 8 августа 2016 г. в автомобиле вышел из строя сажевый фильтр. Дилер отказался ремонтировать по гарантии. Владелец поставил автомобиль на стоянку и обратился в суд. Судебная экспертиза не определила причину засорения противосажевого фильтра, но констатировала, что недостаток носит производственный характер. 3 апреля 2018 г. по решению суда гарантийный ремонт был выполнен и автомобиль принят истцом.

Автомобиль эксплуатировался и новых неисправностей не возникло, однако 26 июня 2018 г. автовладелец обратился к продавцу с претензией о расторжении договора купли-продажи. Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили требования указав, что 45-дневный срок устранения недостатков нарушен при том, что потребитель не чинил препятствия в ремонте.

ВС РФ отменил указанное решение, указав, что потребитель воспользовался своим правом выбора способа восстановления своих прав приняв отремонтированный гарантийный автомобиль и потерял право требовать расторжение договора купли продажи.

В Определении ВС РФ от 22 октября 2019 г. N 34-КГ19-8 содержится следующий вывод: «По смыслу названных выше норм закона и акта их толкования право потребителя на безвозмездное устранение недостатков товара или отказ от исполнения договора и требование возврата стоимости являются альтернативными требованиями, то есть соответствующие способы защиты не могут применяться одновременно; потребитель вправе выбрать только один из вышеперечисленных способов защиты права, и не может одновременно ставить вопрос о защите своего нарушенного права путем безвозмездного устранения недостатков товара и отказа от исполнения договора и требования возврата уплаченной за такой товар суммы после того, как он воспользовался иным способом защиты своего права и его восстановления.

В связи с этим, то обстоятельство, что недостатки приобретенного истцом автомобиля были устранены продавцом за пределами установленного законом 45-дневного срока, при условии, что истец принял отремонтированный автомобиль и продолжил его эксплуатацию, не наделяло последнего правом на одностороннее расторжение договора купли-продажи автомобиля и возврат уплаченных за товар денежных средств».

Однако в указанном Определении по сути не опровергается вывод нижестоящих судов о том, что в 45-дневный срок устранения недостатков включается время рассмотрения дела в суде. При том, что по факту в данном случае ремонт автомобиля занял только один день.

Таким образом, для дилера необоснованный отказ в мелком ремонте может повлечь расторжение договора купли-продажи автомобиля и возврат денег покупателю.

В рассмотренном случае покупатель первоначально обратился с иском об обязании дилера отремонтировать автомобиль. С учетом позиции ВС РФ для возврата автомобиля дилеру покупателю надлежало обратиться с соответствующим иском к дилеру до выполнения ремонта автомобиля, либо поменять исковые требования в процессе рассмотрения первого дела.

Т.е. приведенная позиция ВС РФ позволяет покупателю автомобиля в случае неправомерного отказа в гарантийном ремонте автомобиля после истечения 45 дней обратиться с иском к дилеру о расторжении договора купли-продажи автомобиля. При этом в указанный срок покупателю необходимо заниматься претензионной работой и получить заключение причин поломки автомобиля с целью избегания обвинений в злоупотреблений правом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *