Взыскание с государства

Верховным Судом РФ разъяснен порядок взыскания с государственных органов.

Определено, что неправильное определение в исковом заявлении ответчика при взыскании с госоргана не может повлечь непринятие искового заявления. Ответчиком при подобных исках являются Российская Федерация, ее субъекты или муниципальные образования. Суд при подготовке дела к судебному разбирательству обязан самостоятельно определить какие госорганы должны представлять интересы государства. Кроме того, ответчиками в деле должны выступать также финансовые органы – распорядители казны или бюджетов соответствующих государственных образований. Например, в случае, если ответственность несет Российская Федерация, то к делу в качестве ответчика надлежит привлекать распорядителя казны РФ Министерство финансов РФ в случае если возмещение должно осуществляться за счет казны. В случае, если взыскание осуществляются за счет бюджетов, то к делу привлекаются соответствующие распорядители бюджетов. При обращении требования к казенному предприятию к делу можно сразу привлекать главного распорядителя бюджетных средств.

Указанные разъяснения приняты Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Также подробно освещены вопросы непосредственно исполнения судебного акта.

Исполнительный документ к публично-правовому образованию не подается в службу судебных приставов, а подается только в соответствующий финансовый орган и может быть направлен судом в указанный орган по ходатайству взыскателя.

Однако, документы, поступившие на исполнение подлежат возврату взыскателю в следующих случаях: отсутствие заверенной копии судебного акта (в случае арбитражного суда возможно предоставление распечатки судебного акта с сайта «Картотека арбитражных дел»), заявления взыскателя с указанием реквизитов расчетного счета взыскателя (только перечислением на расчетный счет взыскателя может быть исполнен исполнительный документ в отношении казны государственного образования, реквизиты могут быть указаны в самом судебном акте), отсутствие нотариально удостоверенной копии доверенности, если заявление подается представителем, отсутствие определения суда о выдаче дубликата исполнительного листа, если подается на исполнение дубликат.

Отсутствие в резолютивной части решения суда конкретной суммы (например, в случае наличия расчета процентов, неустойки) не может повлечь возврат исполнительного листа. Финансовый орган должен самостоятельно произвести расчет в соответствии с исполнительным документом.

В Постановлении также отмечено, что смена наименование взыскателя не требует в отличие от материального правопреемства (например, по договору цессии) фиксирования Определением суда. Так при смене ФИО взыскателя необходимо приложить нотариально заверенные копии документов органов ЗАГС.

Важным является установление срока исполнения актов о возмещении вреда — 3 месяца со дня поступления исполнительных документов. При этом не предусмотрено начисление процентов, либо индексация взыскиваемых с государственных образований денежных средств в случае, если исполнительный документ не поступил в финансовый орган.

Расходы на представителя по искам о возмещении вреда также взыскиваются за счет казны публично-правового образования.